Государственный заповедник Тигирекский

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Тигирекский"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Тигирекский"

Царство снов

Царство снов

-A A +A
Версия для печатиВерсия для печати
Мы чувствуем, что за сновидением таится некое содержание, повествование, только не знаем, какое. Для толкования снов издревле сочиняются, выходят в свет и ложатся под подушки «сонники», где примерно одна доля правды противостоит девяти долям вымысла. Действительно, между некоторыми образами сновидения, с одной стороны, и событиями или вещами, с другой стороны, прослеживается взаимосвязь. Например, грязная текущая  вода означает опасность, ухудшение дел. Грязная стоячая вода означает нездоровье, приближение болезни. Но подобных универсальных соответствий немного. Большинство сон-образов создано по индивидуальной мерке. Например, для одного человека рыба означает удачу, а для другого – упущенную возможность. 
Есть на свете собиратели снов, и для примера мы позаимствуем один сюжет из такого архива. «Я был дельфином, я радостно плыл и выскакивал из воды, всем телом зная, как это делается. Вода была изумрудной. Я купался в серебристых брызгах и был счастлив». 
Зритель этого сновидения поначалу был уверен, что оно сулит ему удачу, и так подсказывал сонник, однако потом он признался, что его дела и настроение ухудшились, и пришлось истолковать сновидение как указание на то, что он - человек хмурый, скучный, подавленный заботами, и ему как раз не удаётся вот так плавать и нырять, так блаженно резвиться, как дельфин. Сон методом от противного указал ему на его неуклюжесть. 
Вовсе пустых снов не бывает. Иные видения мы воспринимаем как чепуху, но всё-таки сны умнее развлекательных телепрограмм, и в каждом фрагменте сновидения, в каждом образе живёт некий смысл, иногда многослойный. Но отчего бы сновидению не заговорить с нами на нормальном человеческом языке?! Отчего не сказать прямо: «Не ходи завтра на работу - поругаешься с начальником, возьми больничный». Почему это предупреждение надо было изображать в виде злой собаки, которая рвет цепь и бежит на сновидца, сбивая лапами миску, полную мутной похлебки? 
Или такая история. Влюбившийся мальчик стоял под окнами своей возлюбленной, он сильно продрог. Был май, цвела сирень - запах сирени навсегда отдаёт в его душе холодом, тоской и надеждой. Много лет спустя он видит во сне предрассветную комнату, стол, на столе гранёный пузырек духов, и в окно глядит ветка сирени. Вероятно, ему следует понять эти образы как указание на то, что прошлые надежды не сбылись, их время прошло. Гранёный пузырек духов означает квинтэссенцию прошлого: там в нескольких каплях собралось и уместилось всё счастье юности – сокровенный и вместе с тем обманный клад. Предрассветная бледность комнаты будет означать, что подлинная заря не наступила, и сердцу тогда не дали расцвести. Но это не всё! Ведь в памяти осталась нежность и очарование той надежды… которую можно простить за то, что не сбылась. Надежда на любовь успела тогда подарить ему краткое счастье. 
Поймет ли он такое сложное указание? Или подумает, что приснилась чепуха? Это дело его прозорливости и честности. 
Сон, к нашей досаде, не может передать своё сообщение «нормальным» человеческим языком. Для мира снов слово – слишком бледное средство: оно всего лишь прочитывается, а вот образ, он переживается. 
Наше свободное, спящее сознание хочет как раз того, чтобы мы нечто пережили, поэтому оно не «описывает» своё смысловое послание, а передает непосредственно - как личный опыт. Сновидение это явление интимно-сокровенных смыслов в новой, иносказательно-художественной форме; это царство живописи и поэзии, магия образа. 
Мы пытаемся толковать сны, а сны давно и успешно толкуют нас. 
И, полагаю, наше сознание в сновидении как-то связано с «информационным полем». 
11 сентября 2001 года, находясь в горах Заилийского Алатау, лишённый радиоприборов и контактов с людьми, я увидел во сне, что еду в длинном автобусе, таком длинном, что не вижу его начала и конца. Автобус резко остановился, в нём стало темно и дымно. Я выглянул из окна и увидел, что автобус горит, его обшивка чернеет и стаскивается, как чулок. Кто-то пытается вылезти из окна наружу, но исчезает в огне и в чёрном дыму. 
Вскоре выяснилось: эти образы были взяты из реальности - все, кроме одного. Автобус должен был стоять вертикально, и тогда он являлся бы небоскрёбом, одним из американских «близнецов». Но я не поверил бы стоячему автобусу и невольно подправил на свой лад образ взорванной башни.
Не счесть доказательств тому, что сны всё знают. Прошлое, настоящее, будущее куда более прозрачны для спящего ума, чем для ума, озабоченного делами. Каждый человек во сне провидец. Гадание на кофейной гуще, на бобах, на картах и прочее – жалкий суррогат подлинного гадания, которое доступно любому существу. Жадная тётя, «потомственная гадалка», мерцающая кольцами и браслетами (чтобы отвести наши глаза от её нечестного лица) может отдыхать при своих свечах: ей никогда не дотянуться до прозорливости наших снов. 
Забавная фраза «он такой глупый, что даже сны у него глупые» – не может быть правдивой. Когда дневной волевой рассудок покидает капитанский мостик управления личностью, тогда воцаряется душа, древняя, извечная, всё помнящая, всё видящая… только вот сама – невидимая. Человек меняется, мир меняется – и для каждого чувства душа создаёт подходящий спектакль, в котором спящий - исполнитель и зритель. Она говорит правду по законам нерассудочного творчества, она создает волшебную киноверсию жизни. Но, пробуждаясь, мы сразу же сминаем картины ночных видений и вспоминаем их так, как если бы сон складывался по законам дневной реальности. Так происходит, потому что рассудок включился в работу. 
При воспоминании сна важно не повредить его, важно быть доверчивым и не умствовать. «Ах, что за чушь! – восклицает некто, вспоминая остросюжетный сон. - Почему она сначала умерла, а потом её застрелили?!» Да потому, что смерть героини была предрешена такими мощными силами, что убийственный выстрел оказался неизбежным следствием. Смерть созрела  раньше выстрела.) 
Когда мы гадаем посредством предметов дневного мира, мы неизбежно вносим в гадание помехи, что связано с упрямством и грубостью материальных вещей. Сон работает куда тоньше: он использует не вещи, но их бестелесные образы, поэтому сон гадает чисто, хотя порою слишком загадочно. 
Есть, как утверждают завзятые мистики, мастера управления снами. Но, если не хвастаться и говорить правду, точных методик в этой области нет. Здесь не управление, но всего лишь просьба и ожидание. «Покажи мне такого-то человека, я буду ждать», - говорите вы грядущему сновидению. Вы ждёте встречи, и она может произойти. Самый прославленный пример получения во сне ответа на дневные размышления: таблица Менделеева. И подобных примеров немало. 
День учит сообразительности; ночь - прозорливости. Наши сны - вовсе не мусор дневных впечатлений; они - экскурсии в мир живых смыслов.   
 
Андрей Гальцев